Евгений Вучетич, Николай Никитин.

"Родина-мать зовёт!".

1959-1967.

 

Евгений Вучетич, Николай Никитин. «Родина-мать зовёт».

Идея памятника в Сталинграде, на месте боёв у Волги 1942 – начала 1943 года возникла сразу же после войны и не случайно – мировая история не знала столь крупных сражений, решавших судьбу войны. Прорыв немцев через Волгу привёл бы СССР к неминуемой катастрофе: в этом случае занятие неприятелем Закавказья, нефтяных приисков Баку становилось только делом времени. Тогда бы центр страны был бы отрезан от юга, а в дальнейшем, возможно, и от Урала и Сибири, положение же союзников по антигитлеровской коалиции резко бы ухудшилось. Всё это определило особую ожесточённость сражения. По подсчётам историков, потери Красной армии были таковы, что средняя продолжительность жизни обычного командира взвода составляла три дня, командира роты – неделю, командир батальона жил 11 дней, а командир полка мог протянуть почти три недели – 20 дней. Постепенно выработалась особая тактика ведения боя среди городских развалин, где успех (а значит и жизнь) достигался личным мужеством, сноровкой, умом и хитростью. Генерал В. И. Чуйков, командующий 62-й армией, оборонявшейся на правобережье Волги против превосходящих сил генерала Паулюса, создал оригинальный, почти суворовский «кодекс войны в развалинах», помогавший солдатам драться в городе: «Двигайся ползком, используя воронки и развалины; рой ночью траншеи, на день маскируй их; накапливайся для броска в атаку скрытно, без шума; автомат бери на шею, захвати 10-12 гранат – тогда время и внезапность будут на твоей стороне. Врывайся в дом вдвоём – ты да граната, оба будьте одеты легко – ты без вещмешка, а она без рубашки. <…> Внутри дома успевай поворачиваться! В каждый угол комнаты – гранату, и вперёд!  Очередь из автомата по остаткам потолка; мало – гранату и опять вперёд. Другая комната – гранату! Поворот – ещё гранату! Прочёсывай автоматом! И не медли! Противник может перейти в контратаку! Не бойся! Действуй злее гранатой, автоматом, ножом и лопатой! Бой внутри дома бешеный. Поэтому всегда будь готов к неожиданностям. Не зевай!»

После того как в середине октября 1942 года немцев остановили у Сталинграда и они перешли к стратегической обороне, советский Генштаб разработал план окружения далеко выдвинувшейся на восток, к Волге, группировки генерала Паулюса. План операции, названной «Уран», был удачен, сосредоточение сил проведено скрытно, и после прорыва 23 ноября фронта севернее и южнее Сталинграда войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились под Калачом. Все попытки немцев деблокировать попавшую в «котёл» армию Паулюса оказались тщетны – 1 февраля он и 90 тысяч солдат сдались на милость победителя. Потери сторон в Сталинградской битве за август 1942 – февраль 1943 года были ужасающи: наши потеряли 1,2 миллиона солдат,  немцы и их союзники – 1,5 миллиона человек. Таких масштабов потерь ещё не было в мировой истории.

Евгений Вучетич, Николай Никитин. «Родина-мать зовёт».-2

Неудивительно, что на этом месте была поставлена самая огромная скульптура, когда-либо созданная в России. Все проекты, поданные на конкурс, как один предполагали создать нечто грандиозное: тогда казалось, что только очень большое может соответствовать такой великой победе и такой огромной жертве, принесённой страной на берегу Волги.

Между тем памятник на Мамаевом кургане является одним из ярчайших символов ушедшей советской эпохи, точнее, послесталинского времени, тогда как скульптурным выражением-символом собственно сталинского времени стала знаменитая композиция Мухиной «Рабочий и колхозница».

Памятник "Рабочий и колхозница".

Создание этих скульптур разделяет 30 лет, но они тем не менее связаны единым эстетическим и политическим контекстом. В обеих композициях выражен тот имперский брутально-героический стиль, который весьма близок к стилистике нацистской скульптуры Германии и Италии. Как обычно, вокруг конкурса велись сложные интриги – заказ был почётный и денежный. Говорят, что истинным победителем стал проект тогда малоизвестного скульптора Эрнста Неизвестного, изобразившего фигуру «Родины-матери» с красным знаменем в руках и коленопреклонённого воина перед ней. Однако победа была присвоена проекту главного скульптора страны Евгения Викторовича Вучетича (1908-1974), изобразившего вооружённого воина с лицом маршала Чуйкова, чей командный пункт находился как раз на Мамаевом кургане. Маршал изо всех сил лоббировал именно проект Вучетича.

Берлин, Трептов-парк, памятник советским воинам.

Сам же скульптор-монументалист прославился выразительным памятником советским воинам в Берлине, в Трептов-парке, а также множеством статуй Сталина, которые он уже в хрущёвскую эпоху мастерски заменял на казавшиеся тогда беспроигрышными статуи Ленина. Однако проект статуи воина с мечом и суровым лицом маршала продержался только до 1958 года. Тогда Хрущёв побывал в Америке, где он увидел статую Свободы, и в контексте затеянного им тогда соревнования с Америкой («Держись, корова из штата Айова!») продавил вместо воина фигуру «Матери».

Статуя Свободы, США.

Вучетич перестроился и сделал проект нового памятника, в котором – по общему признанию – было много взято от крылатой фигуры поющей «Марсельезу» богини победы с мечом работы скульптора Франсуа Рюда. Этот барельеф помещён на Триумфальной арке в Париже (скульптурная группа называется «Выступление волонтёров»).

скульптурная группа "Выступление волонтёров" на Триумфальной арке в Париже.

Очевидно и влияние хранящейся в Лувре античной статуи Ники Самофракийской, что, в принципе, следует признать прекрасными образцами для подражания для любого творца.

Ника Самофракийсккая.

Наша «Ника» была запланирована высотой 36 метров, но ЦК КПСС и этого показалось мало – скульптору было предписано, чтобы «наша» превзошла по высоте «их». Так «Родина-мать» оказалась на семь метров выше статуи Свободы. Некое «противостояние» двух великих женщин даже отразилось в карикатурах, на которых «наша» срубает башку у «американки». Какое-то время 52-метровая скульптурная группа даже была самым большим в мире монументом, пока в 1995 году японцы не соорудили 120-метрового Будду и надолго не утёрли нос всему миру.

Скульптура Будды, Япония.

Восемь с половиной лет строился памятник. По общему мнению, Вучетич сам мало вникал в дело, привычно пользуясь услугами многочисленных «архитектурных рабов». Расчёт устойчивости конструкции из железобетона толщиной 20-30 см, укреплённой изнутри сотней тросов, осуществил инженер Н. В. Никитин, ранее рассчитавший устойчивость Останкинской башни.

Москва. Останкинская телебашня.

Фигуру «Матери» волгоградские скульпторы из мастерской Вучетича лепили с официантки обкомовского ресторана, 26-летней Валентины Изотовой, но к этому выразительному образу были добавлены и черты других, не менее брутальных женщин, одной из которых стала советская дискоболка Нина Думбадзе, дочь баронессы Матильды фон Икскуль.

Памятник был открыт накануне 50-летия советской власти в октябре 1967 года уже не Хрущёвым, а Брежневым и стал местом поклонения миллионов советских людей – на Мамаевом кургане перезахоронили около 35 тысяч советских солдат и офицеров, погибших на берегах Волги. Памятник оставляет сильнейшее впечатление на зрителей и до сих пор. Правда, в нём есть что-то сверхчеловеческое, даже противоестественное, особенно когда видишь статую со светящимся во тьме мечом или обращаешь внимание на стаи ворон, вьющихся возле раскрытого гигантского рта скульптуры.

Евгений Вучетич, Николай Никитин. «Родина-мать зовёт».-3

В народе ходил упорный слух, что при открытии памятника в нём будто бы заблудился и погиб человек, которого не могут найти до сих пор. Античность во всём облике статуи в сочетании с волевым выражением лица и грозным взором делает статую похожей на рассерженную Немезиду – богиню мести. Ведь меч, как и плеть, являлся её атрибутом. Возможно, автор так её и задумывал – недаром на схожем с волгоградским памятнике в Киеве им предполагалось поместить надпись: «Без страха в гости к нам не жалуйте».

Памятник в Киеве "Родина-мать".

Только в 2005 году поблизости был поставлен храм Всех Святых, где можно помянуть павших по-христиански.

Евгений Вучетич, Николай Никитин. «Родина-мать зовёт».-4.

Вучетич мечтал поставить по такому же памятнику во всех городах-героях, его поддержал ЦК КПСС, но монументалист успел до своей смерти спроектировать только памятник в Киеве. Почти сразу после открытия мемориала на Мамаевом кургане возникли серьёзные проблемы с безопасностью памятника. Пришлось переделывать 33-метровый меч. Который качался от ветра и страшно гремел титановыми листами обшивки. Но больше всего беспокоит всё увеличивающийся наклон статуи. За 40 лет смещение составило 211 мм, а известно, что при наклоне в 300 мм статуя неминуемо рухнет. Естественно, что начальство разных рангов уверяло общественность в полной безопасности сооружения, но история с Саяно-Шушенской гидроэлектростанцией всех напугала, а поскольку крен «Матери-родины» увеличивается, срочно занялись её «лечением».

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка». Санкт-Петербург, «Арка». 2013 год.

* * *

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: